Род. 5 мая 1958 г. в пос. Золотое Озеро Нуримановского района Башкирской АССР.
Начал трудовую деятельность в Печорском авиаотряде в 1978 г., после окончания Егорьевского авиационно-технического училища. 33 года посвятил авиации Республики Коми. Прошел трудовой путь от машиниста насосных установок в службе ГСМ до начальника СП «Вертолетная площадка Ижма».
Работая начальником аэропорта Ижма, Сотников С.М. руководил коллективом, численностью более 50 человек. Он координировал работу всех подразделений аэропорта. В этот период осуществлялись полеты на самолетах Ан-2, Ан-26 и вертолетах Ми-8.
В сложный период кризиса авиационной отрасли аэропорт Ижма был закрыт, и жителей села с другими районами Республики Коми по воздуху на период распутицы связывала транспортная схема, осуществляемая на вертолетах Ми-8.
В качестве начальника вертолетной площадки Ижма С.М.Сотников выполняет работу по контролю за эксплуатационным состоянием взлётно-посадочной полосы вертолётной площадки «Ижма» и прилегающих к ней территорий.
Несмотря на то, что более десяти лет аэропорт Ижма не функционировал, Сергей Михайлович по собственной инициативе сохранял взлетно-посадочную полосу бывшего Ижемского аэродрома в рабочем состоянии: вырубал ивняк, прорастающий между бетонными плитами, убирал с полосы бревна и арматуру, строго следил за тем, чтобы лесозаготовители не ставили машины на взлетную полосу.
Самоотверженный труд и упорство Сергея Михайловича, содержавшего вверенное ему имущество в отличном состоянии, во многом способствовало благополучному приземлению самолета Ту-154М Мирнинского авиационного предприятия акционерной компании «Алроса» и спасению жизни людей при совершении аварийной посадки на аэродроме «Ижма» 7 сентября 2010 г.
В экстремальной ситуации, экипажу удалось обнаружить среди тайги взлетно-посадочную полосу бывшего аэродрома. Летчики сумели совершить посадку самолета с отказавшей энергосистемой и пустым топливным баком на короткой взлетно-посадочной полосе (длина полосы 1320 метров, а для посадки такого самолета требуется не менее 2500 метров). Благодаря профессионализму экипажа аварийная посадка большого лайнера обошлась без человеческих жертв: 72 пассажира и 9 членов экипажа самолета не пострадали.
*
Э.Мацкявичюс: На одной из своих пресс-конференций Вы (обращение к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину – ред.) как-то сказали, что для того чтобы в стране все было нормально, каждый должен «тяпать свою делянку», каждое утро вставать и тяпать. Вы знаете, мы нашли человека, который так и поступал, причем практически в буквальном смысле этого слова. Он, когда уволили всех его товарищей, один поддерживал в работоспособном состоянии целый аэродром и в результате спас 80 человек. Сейчас он находится в нашей студии.
Я попрошу Марию Моргун подойти к этому человеку.
М.Моргун: У нас в студии начальник вертолетной площадки Сергей Михайлович Сотников из поселка Ижма Республики Коми. Я хочу обратить внимание, в течение 12 лет этот человек в одиночку поддерживал в рабочем состоянии взлетно-посадочную полосу, ту самую, на которую в сентябре приземлился самолет Ту-154М, тот рейс из Якутии в Москву, когда у самолета отказали все бортовые приборы.
Как мы помним, экипаж самолета наградили. Сергея Михайловича наградой пока обошли, но народ оценил его работу по достоинству и интернет-сообщество Томской области уже признало его народным героем.
Сегодня, я знаю, что у Вас наболевший вопрос, с которым Вы приехали.
Пожалуйста.
С.Сотников: Спасибо вам за добрые слова в мой адрес.
Также хочу сказать, что я рад, что с моей помощью люди остались живы.
У меня вопрос. В Республике Коми раньше было очень много местных аэропортов (это малая авиация). Ан-2 летал практически в каждую деревню, и он был доступен всем. Ан-24, Як-40 летали в большие аэропорты и подпитывали транзитом эти большие аэропорты, что немаловажно. Сейчас аэропорты эти местные – кто-то сократился, кто-то ликвидировался, кто-то перешел в статус вертолетной площадки, как у нас.
У меня вопрос. Есть ли какая-то перспектива возрождения малой авиации на Севере? Можно возродить это или нет?
В.Путин: Сергей Михайлович, во-первых, я хочу выразить просто восхищение тем, как Вы относились к своему долгу.
Можно Вас спросить? Вы же понимали, что вроде этот аэропорт не планируется к использованию. Вы зачем поддерживали его в работоспособном состоянии?
С.Сотников: Я надеялся, что возродится малая авиация. Все-таки надежда умирает последней.
В.Путин: То есть именно исходя из соображения, что нельзя допустить разрушения полосы, поскольку Вы считали, что она будет востребована и потом будет использована?
С.Сотников: Да.
В.Путин: Хочу Вам сказать, что Вы были правы. Наверняка так и будет.
Совершенно очевидно, что сегодня проблемы огромные с малой авиацией. Связано это с авиационным парком и с инфраструктурой, прежде всего, с аэропортной инфраструктурой. Мы создали целую программу только что по развитию малой авиации. Основные элементы программы заключаются в следующем.
Во-первых, мы снизили практически до нуля ввозные таможенные пошлины на такую авиационную технику – не в ущерб нашим производителям, поскольку самолеты малой авиации, к сожалению, наши авиапредприятия пока не выпускают. Вот эти «аннушки» уже ушли в прошлое, а новых самолетов пока нет. Надеюсь, что они будут. Но чтобы сегодня обеспечить перевозки, мы, повторяю, сократили до минимума ввозные таможенные пошлины на самолеты, по-моему, до 50 посадочных мест. Приняли решение, что мы возьмем на федеральный уровень и отфинансируем с федерального уровня небольшие аэропорты, которые будут использованы в регионах Российской Федерации, главным образом на Севере и на Дальнем Востоке, для развития местных линий. А субъекты Российской Федерации возьмут на себя субсидирование местных авиакомпаний. Если потребуется, а такая потребность, наверняка, возникнет, мы договорились о том, что мы окажем поддержку местным бюджетам для реализации этой программы. Речь идет на первом этапе о 50 взлетно-посадочных полосах.
Из стенограммы специальной программы «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение», 16 декабря 2010 г.
Источник: сайт Председателя Правительства Российской Федерации, http://premier.gov.ru
*
Аварийная посадка Ту-154 на заброшенном аэродроме в крохотном поселке Ижма взволновала читателей «КП».
Напомним: борт выполнял рейс из Мирного в Москву, когда над Республикой Коми у него отключилась система электропитания. Попросту перестали работать все навигационные приборы и насосы, качающие керосин из топливных баков.
Непосредственно в системе топлива оставалось на полчаса, экипаж запросил аварийную посадку в Сыктывкаре, и тут отказала радиосвязь: летчики не услышали, может ли их принять столица Коми. Где они находятся, на борту не знали, примерно представляли, что это район Усинска; снизились, и тут заметили крохотный поселок. Удача: Коми – это сплошь леса, а на лес не сядешь...
Сделали круг, высматривая ровное поле. Когда внизу мелькнула взлетно-посадочная полоса, летчики подумали, что у них галлюцинация...
Садились по стаканчику с минералкой: смотрели, чтобы вода стояла горизонтально. Полоса для такого лайнера должна быть минимум два километра, в Ижме оказалась 1360 метров: самолет пробежал ее и выскочил в лес, слава богу, что деревья не пробили топливные баки...
Через десять минут возле Ту-154 была половина поселка, включая мэра, МЧС и пожарных; семьдесят переживших жуткий стресс пассажиров отпаивали коньяком и кормили в столовой горячим питанием...
16 ноября президент Дмитрий Медведев присвоил командирам Ту-154 Андрею Ламанову и Евгению Новоселову звания Героев России, штурманов и бортпроводников наградил орденами Мужества.
Это, конечно, правильно. Но, кроме летчиков, блогеры и посетители форумов требовали наградить начальника Ижемского аэродрома Сергея Сотникова: человека, который 12 лет поддерживал в состоянии готовности неиспользуемую, исключенную из аэронавигационных справочников полосу. Без его незаметного подвига не было бы в живых ни пассажиров, ни героического экипажа.
Источник: Скойбеда Ульяна. Как простой работник заброшенного аэродрома спас самолет с 72 пассажирами. Комсомольская правда, http://kp.ru
*
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Кто вытащит нашу страну из ямы
Мужик выполнял свою работу. Правда, честно. Но без особенного героизма. А народ среагировал однозначно: вот герой нашего времени. Не хотим знать о дедах хасанах недобитых, хотим читать о Сергее Сотникове, на таких стоит земля Русская. Он настоящий мужчина, такие, может быть, вытащат страну из клоаки... Не утрирую: почитайте сайт «КП», там не такое еще написано.
Кажется, это сигнал для нас, газетчиков. Давайте начистоту: а ведь это то, от чего мы ушли. Репортажи о доярках, ничем сильно не замечательных, просто трудящихся на совесть, ну и, может быть, капельку радеющих за свое дело. Нам-то казалось это выспренним и скучным. Мы-то старались раздобыть сведения о звездах с силиконом и королях преступного мира и думали, что это интересно, – и вот какой получили отлуп. Есть о чем задуматься.
Источник: Комсомольская правда, http://kp.ru
*
Самолет Ту-154М авиакомпании «АЛРОСА» 7 сентября в 07.55 мск произвел вынужденную посадку в окрестностях села Ижма. Он летел из аэропорта «Полярный» (Якутия) в московский «Домодедово». В полете на высоте 10,6 тысячи метров отказала радиосвязь и навигационное оборудование, а также системы электропитания. На высоте 3 тысяч метров перестали работать электронасосы перекачки топлива.
Экипаж уже собрался посадить самолет на воду, выбирали участок реки и тут увидели посреди леса взлетно-посадочную полосу. По документам, это вертолетная площадка села Ижма.
Авиагоризонт не работал, положение самолета определяли по стаканчику воды, поставленному на консоль.
Заход на посадку осуществлялся на повышенной скорости из-за того, что из-за отказа электроприводов не удалось выпустить закрылки и предкрылки. Экипаж совершил посадку с третьей попытки. После приземления и пробега по взлетной полосе самолет выкатился за ее пределы на 200 метров.
На борту находились девять членов экипажа и 72 пассажира, в том числе женщина на 36-й неделе беременности, и трое детей. Никто не пострадал.
Летчики настоящие герои. Но есть один человек вне списка награжденных и он остался практически неизвестным. Неизвестным героем. А точнее – героем нашего времени.
Героя зовут – Сотников Сергей Михайлович. Сейчас даже не знают как правильно его назвать: начальник вертолетной площадки. В нашем времени вертолетная площадка в Ижме никому не нужна, село без перспективы. Начальство давно и думать забыло о Сотникове, а он в одиночку, и сторож и дворник. Он боролся с попытками застроить полосу, с желающими приватизировать ее по-тихому. Он чистил полосу и вырубал лес, наступавший на остатки цивилизации. Соблюдал все авиационные нормативы и требования и гонял грибников, норовивших оставить автомобили посреди полосы. Один, как мог боролся и с бардаком и с «невидимой рукой рынка». Если бы Ижма была городом, он бы считался городским сумасшедшим, охранявшим свой «остров невезения». Остров в тайге, приютивший в итоге всех, потерпевших крушение.
Сергей Сотников не «Герой России», но он – настоящий герой нашего времени, сохраняющий себя и страну, сохранивший восемьдесят одну жизнь.
Источник: http://luda-mavka.livejournal.com
*
Второй день на «городе» обсуждается личность человека и его подвиг. Ведь одно дело построить, а другое – сохранить то, что было создано когда-то. Тем тяжелее сохранять, когда государство и частные компании отвернули свои взоры от стратегических объектов, которыми являются аэропорты. Сергей Сотников своими силами и силами небольшого коллектива бережно хранил взлетную полосу аэродрома, официально закрытого в 90-м году и признанного непригодным в 2003 году (ранее принимал самолёты 3 и 4 класса: Як-40, Ан-24, Л-410, Ан-2 и им подобные). Из начальника Ижимского аэропорта превратился в начальника вертолетной площадки (вертолётная площадка – перрон перед зданием «аэровокзала» в аэропорту Ижма), но в свою сферу ответственности по прежнему включал весь аэропорт.
Напомню, что именно на аэродроме «Ижма» 7 сентября этого года совершил аварийную посадку самолет ТУ-154М Мирнинского авиапредприятия «АЛРОСА». Экипаж, чьи действия руководство страны оценило высокими государственными наградами, сумел посадить самолет с отказавшей энергосистемой и пустым топливным баком на короткой взлетно-посадочной полосе. Прежде в Ижме садились только самолеты типа Як-40 и АН-24, а в последние годы жителей райцентра с остальной республикой по воздуху связывали только редкие вертолетные рейсы. Упорство начальника аэродрома «Ижма», содержавшего имущество в отличном состоянии, стало одной из причин того, что аварийная посадка большого лайнера обошлась без жертв.
Окончив в 1978 году Егорьевское авиационно-техническое училище, Сергей Сотников перешел на работу в аэропорт «Ижма». Благополучному приземлению самолёта Ту-154М во многом способствовала добросовестная работа Сергея Сотникова по контролю за эксплуатационным состоянием взлетно-посадочной полосы «Ижма» и прилегающих к ней территорий.
Источник: http://gorod.tomsk.ru
*
Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Нерадько наградил почетной грамотой начальника вертолетной площадки «Ижма» Сергея Сотникова за добросовестное исполнение своих обязанностей и поддержание в работоспособном состоянии взлётно-посадочной полосы аэродрома «Ижма». Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.
Именно на аэродроме «Ижма» 7 сентября этого года совершил аварийную посадку самолет ТУ-154М Мирнинского авиапредприятия «АЛРОСА». Экипаж, чьи действия руководство страны оценило высокими государственными наградами, сумел посадить самолет с отказавшей энергосистемой и пустым топливным баком на короткой взлетно-посадочной полосе. Прежде в Ижме садились только самолеты типа Як-40 и АН-24, а в последние годы жителей райцентра с остальной республикой по воздуху связывали только редкие вертолетные рейсы. Упорство начальника аэродрома «Ижма», содержавшего вверенное ему имущество в отличном состоянии, стало одной из причин того, что аварийная посадка большого лайнера обошлась без жертв.
- Окончив в 1978 году Егорьевское авиационно-техническое училище, Сергей Сотников перешел на работу в аэропорт «Ижма», – говорится в сообщении Росавиации. – Благополучному приземлению самолета Ту-154М во многом способствовала добросовестная работа Сергея Сотникова по контролю за эксплуатационным состоянием взлётно-посадочной полосы вертолётной площадки «Ижма» и прилегающих к ней территорий.
Источник: сайт Федерального агентства воздушного транспорта, www.favt.ru
*
Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер подписал Указ о награждении Сотникова Сергея Михайловича – начальника структурного подразделения «Вертолетная площадка Ижма» федерального государственного унитарного предприятия «Комиавиатранс» Почетной грамотой Республики Коми «за многолетний добросовестный труд» (Указ Главы Республики Коми от 14 декабря 2010 г. №184 «О награждении Почетной грамотой Республики Коми»).
Источник: официальный Интернет-портал Республики Коми, http://rkomi.ru
Прим.: биографические сведения представлены
по состоянию на конец 2011 года – начало 2012 года.
|